Этот регион был объектом жестокого соперничества двух северных держав. В 1157 г. шведский король Эрик предпринял 1-й крестовый поход, чтобы присоединить Финляндию к Швеции. Став мощной европейской державой. Швеция аннексировала западные области Финляндии. В это время возник союз, который просуществовал более шести столетий.
В то же время английский монах Генри, который сопровождал короля в качестве представителя католической церкви, был назначен епископом вновь образованного упсальского епископата с центром в Турку (Або). Во время своего миссионерского путешествия проповедник был убит и позднее причислен к лику святых (не будучи официально канонизирован Римом) покровителей Финляндии. В XIV и XV вв. в окрестностях Турку обосновались различные монашеские ордены. Влияние римской католической церкви проявилось в строительстве величественных храмов, которые частично сохранились на Аландских островах. Турку, так же как и религиозный культурный центр Виипури (ныне — Выборг), был тесно связан с основными городами той эпохи — Ревелем (ныне — Таллинн), Данцигом (ныне — Гданьск), Любеком и Стокгольмом.
Высшая шведская администрация разместилась в укрепленных замках. К крепостям, возведенным в Турку, Хямеэа и Виипури, позднее добавились замки в Корсхольме и в пригородах Ваасы и Савонлинны.
В 1397 г. Дания, Норвегия и Швеция (в состав которой входила Финляндия) объединились в единую монархию, во главе которой стоял датский король. Этот союз, названный Кальмарским, оказался неудачным, но только в 1523 г. Густав Ваза — "отец шведской нации", освободил Финляндию от тирании объединенной монархии.
Реформация пришла на север в форме лютеранства. Некоторые шведские и финские священники обучались в Германии, в частности, в Виттенберге, где жил Мартин Лютер. Сразу после коронации Густав Ваза принял протестантство, чтобы утвердиться как глава церкви и укрепить свою власть. Епископ Турку Микаэл Агрикола перевел на финский Библию, превратив язык в новое средство евангелизации страны.